Конфиденциальность
Качество
Надёжность

Учет расходов общего характера в некоммерческих организациях

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ определено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Поскольку плательщиками налога на прибыль признаются все российские организа-ции независимо от их статуса, НКО, осуществляющие предпринимательскую деятель-ность, для целей исчисления налога на прибыль вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях.

Что касается общехозяйственных и прочих расходов «общего» характера, то внача-ле позиция Минфина России заключалась в том, что налогоплательщик, осуществляю-щий наряду с общественной деятельностью коммерческую, вправе уменьшить получен-ные доходы на расходы, непосредственно направленные для осуществления коммерче-ской деятельности. В случае же, когда невозможно произвести раздельный учет понесен-ных расходов, расходы для ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение доходов, определяются пропорционально доле поступлений от коммерче-ской деятельности в суммарном объеме всех поступлений (см., например, Письма Мин-фина России от 18.03.2009 N 03-03-06/4/17, от 25.05.2007 N 03-11-04/2/141, от 31.10.2005 N 03-03-04/4/73).

В тех случаях,  когда налоговые органы на местах применяли при проверках налого-плательщиков другой подход, на сторону некоммерческих организаций вставали суды (см., например, Постановления ФАС СЗО от 06.07.2009 по делу N А56-50333/2008, ФАС МО от 14.04.2009 N КА-А40/2761-09 по делу N А40-24265/08-20-55 (Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9631/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора)). Они указывали, что в Налоговом кодексе нет положе-ний, согласно которым расходы НКО, относимые к общехозяйственным (на выплату за-работной платы административно-управленческого персонала, начисления на заработ-ную плату, аренду, оплату коммунальных услуг и др.), должны производиться за счет це-левых средств, поступающих на содержание такой организации.

Однако в дальнейшем позиция Минфина поменялась и его чиновники стали отказы-вать НКО в праве распределения общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Подобный отказ содержится, например, в Письмах от 18.04.2013 N 03-03-06/4/13345, от 02.08.2013 N 03-03-06/4/31096, от 20.01.2010 N 03-03-06/4/4. Свою позицию в них финансисты объясняли тем, что положения п. 1 ст. 272 НК РФ действуют в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу налогоплательщика в соответствии со ст. 274 НК РФ как разницу между суммами полученных доходов и расходов. Распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения.

Следовательно, порядок распределения расходов, установленный в ст. ст. 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А для НКО гл. 25 НК РФ не предусмотрено пропорциональное деление затрат между коммерческой и неком-мерческой деятельностью. То есть, по мнению Минфина, все общехозяйственные расхо-ды НКО, осуществляющей наряду с некоммерческой и коммерческую деятельность, должны производиться за счет целевых средств, поступающих на содержание такой ор-ганизации. В связи с чем подобные затраты не должны уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль.

В настоящее же время представители этого ведомства вернулись к своей изначаль-ной точке зрения. В Письме от 23.01.2015 N 03-03-06/4/2051, исходя из норм, установлен-ных пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ, финансисты отметили следующее:

«…в том случае, если налогоплательщик, применяющий в налоговом учете метод начис-ления, осуществляет какие-либо расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, по которым ведется обособленный учет, их распределение осуществляется с учетом положений статьи 272 НК РФ.

Пунктом 1 данной статьи НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, кото-рые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельно-сти, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Таким образом, если некоммерческая организация, применяющая в налоговом учете ме-тод начисления, производит какие-либо общехозяйственные расходы, связанные как с дея-тельностью, осуществляемой в рамках целевого финансирования и (или) целевых поступле-ний, так и с предпринимательской деятельностью, и при этом невозможно однозначно уста-новить, что такие расходы не осуществляются в рамках ведения деятельности исключи-тельно за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, такие расхо-ды не могут быть в полном объеме учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяемой в отношении доходов, полученных от предприниматель-ской деятельности некоммерческой организации.

При этом отнесение подобных расходов в полном объеме к расходам, произведенным за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при наличии обособленного учета, по нашему мнению, допускало бы различное применение норм законодательства о налогах и сборах к коммерческим и некоммерческим организациям и в силу этого противоре-чит принципу равенства налогообложения. Между тем, как указывается в Определении Кон-ституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2005 N 412-О, поскольку налогоплатель-щиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации независимо от их статуса как коммерческих или некоммерческих, некоммерческие организации для целей исчисления налога на прибыль организаций вправе уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на общих основаниях, учитывая в том числе установленные условия признания произведенных затрат расходами и порядок составления расчета налоговой базы.

Таким образом, распределение таких расходов некоммерческих организаций между раз-ными видами деятельности (включая виды деятельности, осуществляемые за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, и виды деятельности, осуществляемые за счет доходов от предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации), по мнению Департамента, осуществляется в соответствии с пунк-том 1 статьи 272 НК РФ…».

С данной точкой зрения согласны и налоговые органы. Так, аналогичная вышеизло-женной позиция была доведена до нижестоящих налоговых органов для использования в работе и до налогоплательщиков Письмом ФНС России от 09.07.2015 N ЕД-4-3/11983@ "О направлении разъяснений по учету расходов НКО".

Фрадкин В.Д., налоговый консультант ГК «Фабер Лекс»

Навигация


Есть вопросы?


Последнее

Семинары

Семинар 21.09.2018
03 Сен 2018

Практика, статьи

Налоговые последствия купли-продажи акций между физическими лицами 
17 Авг 2018

Практика, статьи

Порядок отнесения на расходы стоимости земельных участков, полученных в результате разделения
14 Июл 2018